«Забайкальская осень–2015»: «Подбирая слово к слову»

Вторник.

15 сентября 2015 года.

     Как нельзя дважды войти в одну и ту же реку, так и нельзя дважды провести под копирку литературный праздник «Забайкальская осень».

     Появляются новые имена среди молодых авторов, хотя большинство семинаристов – «знакомые всё лица». Из гостей на нынешний праздник приехали прозаик Эдуард Анашкин из Самары, Прозаик Николай Стародымов из столицы и знакомый нам по прошлому году детский московский писатель Геннадий Киселёв.

      Секцию поэзии вели забайкальские поэты Вика Измайлова, Юлия Рейсс, Ирина Котельникова, Алексей Егоров, Галина Рогалёва, Георгий Баль и автор этой статьи. Всего поступило двадцать пять рукописей, что является рекордом среди всех семинаров «Забайкальских осеней». Однако количество не значит качество. Если в прошлом году мы говорили об отдельных удачных стихотворениях, то сегодня – лишь о некоторых строчках. К этому надо относиться спокойно. Не каждый год и не каждое десятилетие появляются новые распутины, вампиловы, машкины, куренные. Талант – штучное изделие в руках Создателя. Литература живёт и развивается по законам природы, где бывают свои отливы и приливы.

       Пройдёмся пунктирно по рукописям.

      Из небольшой подборки стихотворений Вадима Адаменко обратили на себя внимание строки «Время проснуться и выломать дверь! // Ржавые петли сорвать, изогнуть!» Обратили внимание юношеским максимализмом, экспрессией, желанием всё переиначить, двигаться. Однако весь запал быстро закончился, обещание интересного стихотворения не оправдалось.

       В  стихотворениях  Евгении Арзамасцевой все  обратили внимание на строчку «Пружинит воробей на тонкой ветке…» Очень точный образ, по сути это уже готовое стихотворение.

      Виктория Голомидова на этот раз показала небольшую подборку, в которой можно отметить стихотворение о прадеде. Стихотворение растянуто аж на девять строф. Сообща удалось его изрядно сократить, на выходе получился неплохой результат:

       Прадед мой уходил на фронт

       В сорок первом. Суровый год.

       И метало пехоты взвод

       От столицы до пражских вод.

       Он не то чтобы был герой,

       Он не то чтоб великим был…

       За широкой его спиной

       Засыпал забайкальский тыл.

       Ожидал  от  нашего  постоянного автора Геннадия Грабко новых стихов. Однако в творчестве Геннадия, по-видимому, наступила пауза. Стихи из подборки уже разбирались на текущих семинарах. Одно стихотворение приведу целиком.

       ПРО СНЕЖНУЮ БАБУ

       Сел снегирь на ветку ели.

       С любопытством смотрит вниз.

       Бабу снежную слепили.

       Детский творческий каприз.

       Нос – воткнули ей морковку.

       Две картошки вместо глаз.

       Рот – влепили ей подковку.

       Вместо шапки старый таз.

       Шарфик модно подвязали.

       В руку дали ей метлу.

       В общем, божий вид придали.

       И оставили одну.

       Мы в другом нашли утеху.

       Дел немало во дворе.

       Санки, горки, вот потеха,

       Смех и радость детворе.

       С горки вдоволь накатались.

       А теперь пора домой.

       Баба лишь одна осталась.

       Стой на холоде с метлой.

       Лютый холод, непогода.

       Баба, шла бы ты домой.

       – Я бы рада… Нету дома.

       Мой удел - стоять с метлой.

       Настораживают сплошь односложные предложения.

      У Андрея Капитова есть две неплохие строчки для начала стихотворения: «Была мечта и растворилась, // Была надежда и ушла…»  Однако дальше начала дело не пошло.

      В подборке Александра Ломовских можно отметить стихотворение «НАША ОСЕНЬ СТУЧИТСЯ В ОКНО».  Процитирую начальную строфу, самую удачную:

       Лето минуло, травы скошены,

       Всюду ярко-немое кино.

       К нам красивая, к нам хорошая

       Наша осень стучится в окно…

    А вот стихотворение Палилиной Юлии «ЕКАТЕРИНА» хочется привести целиком. Юлия новичок на «Забайкальской осени». Новичок интересный, автор способный. Интересно посмотреть на её подборку в следующем году.

      ЕКАТЕРИНА

      Чай с ройбушем

      Пирожки с малиной

      Читает про Джорджа Буша

      Зовут её Екатериной

      Политикой не увлекается

      Не знает про Украину

      При слове «демократия»

      Она строит ужасную мину

      Про Джорджа читает бестселлер

      Психологическую драму

      О том, как тот ставил цели

      И о его отношениях с мамой

      Катя немного странная

      На других совсем не похожа

      С виду смотришь – худая…

      Одни кости да кожа

      А внутри она очень красивая

      Очень статная, как первая леди

      Это в жизни она сутулится

      И гоняет на велосипеде

      Чай с ройбушем

      Пирожки с малиной

      У Кати родится дочка

      Назовёт её Екатериной.

     Стихотворение любопытное, наособинку. Стихи без знаков препинания явление не новое, этому приёму была посвящена моя статья в журнале «Слово Забайкалья» под рубрикой «Это время легковато для пера…». Но если уж автор отказывается от знаков препинания, то отказаться надо совсем. А так, где-то есть, где-то нет. Всё же должна быть чистота жанра.

     С творчеством Лилии Пляскиной (Краус) знаком давно, у этого интересного автора есть свои книжки. Однако на семинар «Забайкальской осени–2015» Лилия Владимировна, как человек неравнодушный, принесла рукопись стихотворений на злобу дня – о лесных пожарах, трагических событиях, связанных с огненной стихией, всю весну и лето бушевавшей в Забайкалье. Но стихи на злобу дня, стихи о наболевшем не всегда бывают поэзией, что и произошло с рукописью Лилии Краус. Думаю, автор это понимает, не зря же на последней страничке есть приписка: «Эту подборку о пожарах я не зря взяла для семинара. Душа болит за утраченную красоту. Что ещё я могу сделать? Только словом проникнуть в души моих учеников и всех моих читателей, чтобы они, полюбив природу, не смогли ей причинить вреда».

      Анатолий Стюхин свои стихи положил на музыку и исполнил песни под гитару. Ещё раз напомню о чистоте жанра: у нас был семинар поэзии, а не бардовской песни. Стихи, пропетые иначе воспринимаются и чувствуются, нежели стихи, прочитанные с листа.

     Порадовала Вера Филатова, стихотворение которой привожу полностью. На первый взгляд вроде бы ничего особенного, но здесь всё дело в концовке. Оцените сами:

      Не помню игрушек, но помню тебя, мой друг.

      Светловолосый мальчишка, живущий рядом

      С пречестной улыбкой и взрослым взглядом,

      В котором нельзя углядеть испуг.

      Я помню. Ты помнишь, как хвостиком

      Повсюду с тобой, без тебя ни шагу?

      Девчонка вредная с ребячьей отвагой…

      Как те козлята на шатком мостике

      Друг с другом всегда вздорили, спорили,

      Но ты был прав, а я просто упряма.

      Мы разошлись. Ты направо, я – прямо.

      Сколько прошло? Мало ли? Много ли?

      Сменили пух цеплячий гордым опереньем,

      И не «разлей вода» была разлита

      По разным городам, разным орбитам,

      По разным банкам с разным в них вареньем.

    Осталась  позади  ещё  одна «Забайкальская осень». Юбилейная. Пятидесятая. Впереди рабочие семинары поэзии, которые проходят в Забайкальской краевой универсальной научной библиотеке имени А.С. Пушкина в последний четверг каждого месяца.

Вячеслав Вьюнов.

_______________

См. также статьи: "«Забайкальская осень–2015»: Писательский десант на юге";

                            "«Забайкальская осень–2015»: «Вишняковские чтения» на Сухотино"

публикацию          "Кружи, забайкальская осень…"

и фоторепортажи: "Писательский десант на юге. Фоторепортаж";

                            "«Вишняковские чтения» на Сухотино. Фоторепортаж".

Обратная связь и корреспонденция:

© 2016—2019 «Наша студия»